Дислексия и дисграфия: что это такое?
Многие известные люди страдали дислексией и дисграфией. В их числе великий британский премьер Уинстон Черчилль, композиторы Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Энштейн, музыкант Джон Леннон, основатель Apple Стив Джобс. Да и наши современники, голливудские актеры Киану Ривз, Джениффер Энистон и Кира Найтли тоже подвержены этим недугам, что не помешало им добиться всемирной славы. То есть дети, страдающие от дислексии и дисграфии, имеют нормальный, а нередко и более высокий интеллект и вовсе не безнадежны в плане обучения. Просто к ним нужен немного другой подход. А для начала родителям необходимо осознать, в чем же заключается проблема.
Что такое дислексия и дисграфия?
Термин «дислексия» обозначает неспособность ребенка овладеть навыками чтения. А дисграфия — это неспособность овладеть навыками письма. Следует отличать эти недуги от общих проблем с чтением и письмом, которые возникают абсолютно у всех детей в начале обучения. В ходе практики они все-таки овладевают навыками чтения и письма. Но некоторым буквы упорно не поддаются, и с возрастом это не проходит.
Основные тревожные признаки:
- пропуск букв и строк во время чтения;
- не понимание прочитанного;
- игнорирование знаков препинания;
- допускаются грамматические ошибки при письме, даже если ребенок хорошо знает правила;
- неправильная постановка ударений;
- замена написанных в тексте слов выдуманными;
- быстрое уставание во время чтения и письма;
- проблемы с пересказом прочитанного и самостоятельным составлением текстов.
Нельзя ругать ребенка, если у него обнаруживаются дислексия и дисграфия. Он в этом не виноват. Он не не хочет учиться как все, а просто не может. К нему нужен другой подход — помощь и поддержка. Нужно внушить ребенку, что хотя он и отличается несколько от сверстников, это не делает его неполноценным. Но одних слов мало, нужно решать проблему, для чего используются специальные методов.
Специальные методики коррекции навыков чтения и письма
Ребенку с дислексией и дисграфией нужна помощь логопеда и коррекционного педагога. Чем быстрее родители обратятся к этим специалистам, тем выше шансы на то, что удастся успешно справиться с недугами. Также важно, чтобы коррекционную работу по отношению к таким детям постоянно проводил учитель в обычной школе. Ведь у дислексиков нет необходимости обучать отдельно, они вполне способны нормально учиться в общеобразовательных учреждениях.
Учителям при работе с такими учениками нужно взять на вооружение несколько специальных методик.
- Аудио обучение — если ребенку трудно воспринимать написанный текст, то нужно сделать упор на звучащую речь. Он прекрасно воспринимает информацию на слух и может успешно ее запоминать и воспроизводить.
- Ассоциативные ряды — их нужно выстраивать, чтобы помогать дислексику запоминать длинные слова. Их можно разбить на несколько частей и к каждой придумать ассоциацию.
- Метод визуализации — пусть вместо букв будут картинки. Раз ребенку сложно запомнить слово написанным, то пусть он запоминает его нарисованным. Можно показывать уже готовые картинки (такой метод предлагает Глен Доман), а можно просить ребенка нарисовать слово самостоятельно.
- Новые технологии — сегодня для дислексиков и детей, страдающих дисграфией, появились специальные приложения и программы. С их помощью можно получать доступ к аудио и видеоурокам, учиться писать и читать, преодолевая трудности.